305-800
г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 110 "А", корпус 8, офис 410
Часы приема жильцов: каждый четверг с 18-00 до 20-00
15.04.2016

Реформа ЖКХ — 2016: продолжение следует

15.04.2016

Не секрет, что последние годы законодательство в сфере ЖКХ стремительно меняется. Деятельность в этой отрасли экономики  регламентируется уже более чем 3 тыс. законов и подзаконных актов. И количество их продолжает увеличиваться.   Очевидно, что обычному человеку за этими изменениями уследить крайне сложно. 

Уголовная ответственность за подделку протокола

В июле 2015 года вступили в силу изменения статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации. Большинству жильцов многоквартирных домов известно, что в протоколе общего собрания собственников помещений дома отражается решение, принятое на собрании. До недавнего времени протокол не являлся официальным документом, хотя зачастую в нем фиксировались результаты голосования по вопросам, связанным с правами и обязанностями жильцов дома и иных лиц. 

С 30 июля текущего года решению общего собрания и протоколу придан статус официального документа.

Следует обратить внимание на то, что за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования, а также за использование заведомо подложного документа предусмотрена уголовная ответственность. Согласно санкции статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение такого рода преступления предусмотрено несколько видов ответственности вплоть до лишения гражданина свободы. Кроме того, по новым правилам копии решений и протокола общего собрания будут в течение 3-х лет храниться в Службе жилищного надзора Астраханской области. Кстати, поступление в эту службу в течение 3-х месяцев подряд двух  и более протоколов, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, является поводом для внеплановой проверки для  установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

Газовые счетчики: кто не успел, тот опоздал

До 1 января 2015 года ряд собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах были обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

После 1 января 2016 года принудительная установка приборов учета природного газа производится во всех случаях выявления фактов нарушений требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Собственники обязаны обеспечить допуск газоснабжающих организаций к приборам учета и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Данные требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Собственникам жилых помещений, использующих газ только на приготовление пищи, счетчики устанавливать не обязательно.

Мусор «в законе»

Плата за коммунальные услуги будет включать в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме. Соответствующие изменения внесены в статью 154 Жилищного кодекса РФ.

Вероятно, большинство граждан, интересующихся вопросами управления многоквартирными домами, знают, что тариф на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) не подлежит государственному регулированию. С формальной точки зрения плата за вывоз ТБО устанавливается исходя из условий соглашения между потребителем и лицом, оказывающим соответствующую услугу.

В 2016 году появится новый вид коммунальной услуги — обращение с ТКО, тариф на которую станет подлежать государственному регулированию. ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои 

потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (к примеру, старая мебель, бытовая техника).

По новым правилам, собирать, транспортировать, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать ТКО будет региональный оператор.

Ранее в Астраханской области был создан региональный оператор, осуществляющий деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах — некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области».

Юридическое лицо, которое станет региональным оператором в сфере ТКО, выберут на уровне субъекта Российской Федерации по итогам конкурса.

Быть должником себе дороже

Федеральным законом от 03.11.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» вводятся пени за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов для управляющих организаций жилищно-коммунального комплекса, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов.

Теперь установлен твердый размер пени за нарушение указанными потребителями обязательств по своевременной оплате энергетических ресурсов, горячей, холодной воды, а также услуг, связанных с поставкой таких ресурсов (передача электрической энергии, водоотведение).

Предусматриваются следующие размеры пени для ЖСК и ТСЖ:

- с 31-го по 90-й день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования;

- с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки рефинансирования.

Для управляющих компаний размеры пени составляют:

- с 1-го по 60-й день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования;

- с 61-го по 90-й день просрочки — 1/170 ставки рефинансирования;

- с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки рефинансирования.

Изменен размер пени за просрочку оплаты коммунальных услуг для граждан в зависимости от срока просрочки

- с 31-го по 90-й день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования;

- с 91-го дня — 1/130 ставки рефинансирования.

При неуплате взносов на капитальный ремонт пени составят вне зависимости от срока неуплаты 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Штрафная зона

С 28 декабря 2015 года лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установит правительство Российской Федерации.

Лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые также установит правительство Российской Федерации, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Без счетчиков накладнее

Как следует из Постановлений Правительства РФ №344 от 16.04.2013 и №1380 от 17.12.2014 и письма Минстроя России №7288-ач/04 от 18.03.2015, с  1 января 2016 года в случае отсутствия индивидуальных или общедомовых приборов учета нормативы потребления коммунальных услуг будут определяться с учетом повышающего коэффициента 1,4.

Деньги счет любят

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

В письме Минстроя России от 29.09.2015 N 32395-ОГ/04 даны разъяснения о применении этого положения. Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (подпункт 3.1 пункта 2 ст. 44 ЖК РФ). По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения. Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

- начислять и выставлять к оплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;

- с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).

При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании подпункта 9 пункта 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объект обложения страховыми взносами не возникает.

В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

Еще в начале осенней сессии Госдумы РФ состоялось совещание депутатов, чиновников и представителей сферы жилищно-коммунального хозяйства, на котором все участники проявили единодушие и попросили законодателей повременить  с дальнейшими изменениями в Жилищный кодекс и другие законодательные акты в области ЖКХ. Это вызвано тем, что  из-за постоянных изменений в законах исполнители не успевают их не то что  выполнять, а даже запомнить. В результате возникает неразбериха  из-за различных трактовок законов.

Депутаты обещали, что принятые в этот раз поправки будут последними в череде тех, которые намечались, и пообещали «мораторий» на очередные новшества в течение двух лет. 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных